30 сентября 2011 - 18:26 AMT
СТАТЬЯ
Кризис в Европе и «Восточное партнерство»
EP пока что набирает обороты и основной задачей для него на сегодняшний день является в какой-нибудь мере снизить зависимость от российских энергоносителей. Именно поэтому и задействован Азербайджан.
В Варшаве прошел очередной саммит «Восточного партнерства» (Eastern Partnership). Сама по себе инициатива ЕС довольно интересна и вписывается в рамки расширения участия Евросоюза в процессы на постсоветском пространстве. Участие в программе государств СНГ, так или иначе имеющих конфликты на территориях, вот уже 20 лет не контролирующихся скажем так, метрополиями и зависящим от внешних акторов наводит на некоторые аналогии с организацией ГУАМ, которая ранее задумывалась как проект, направленный на разрешение конфликтов.

В итоге ГУАМ просто превратился в очередное мертворожденное объединение, которое держится лишь на Азербайджане и Грузии и в некоторой степени Молдове. Украина больше смотрит на Европу, не забывая при этом о реверансах в сторону России из-за газа, Узбекистан же то принимал участие в работе проекта, то не присутствовал. А потом и вообще вышел. Данная аналогия вполне уместна в случае в EP. Из всех стран, участвующих в программе, только у Беларуси нет проблем с бывшими автономиями, да и то по причине их отсутствия. Украина так до сих пор не разобралась с Крымом, но, по крайней мере, обошлось без жертв и кровопролития, чего нельзя сказать о Грузии, Молдове и Азербайджане. Война 1991-1994гг. стала для этих государств переломным этапом, после которого они утратили контроль над территориями, никогда им не принадлежавшими. И если Молдова ведет вялую борьбу с Приднестровьем, этого нельзя сказать о Грузии и Азербайджане, чего стоила одна августовская авантюра Михаила Саакашвили, поставившая регион на грань катастрофы. И как бы ни уверяли мировое сообщество европейские и американские структуры не без помощи Саакашвили в том, что Россия первая начала войну в Южной Осетии, данное утверждение не выдерживает никакой критики. Что касается Армении, то она, как и Россия, усилиями Азербайджана, также выглядит в глазах мирового сообщества «агрессором и оккупантом». Здесь вообще уж и приводить доводы против этих абсурдных измышлений бакинского руководства просто не стоит – то же самое мировое сообщество давно и прекрасно знает, кто есть кто на Южном Кавказе. Однако некие правила заставляют играть Европу и США по правилам, которые при ближайшем рассмотрении, оказываются продиктованными нефтью или геостратегическим положением той или иной страны.

Судя по последним процессам в мире, ЕС пытается если не вытеснить, то хотя бы играть вместе с США на равных на всем постсоветском пространстве. Именно для этого и создаются европейские проекты, несмотря на тяжелое экономическое положение и угрозу стабильности евро как платежной единицы. Кризис в Греции, Испании, кое-как справляющиеся с кризисом Франция и Германия не сыграл роли на предоставлении финансовой помощи Армении, Азербайджану, Грузии, Украине, Молдове и Беларуси. Программа EP предполагает общую помощь для шести стран-соседей до 785 миллионов евро в 2013 году. В рамках проекта ЕС обязался также дополнительно выделить странам-партнерам до 2013 года 600 миллионов евро, которые предназначены на укрепление государственных институтов, контроль границ и оказание помощи малым компаниям. Нет никакого сомнения, что львиная доля выделяемых средств осядет в карманах клана Алиевых, просто пропадет в Беларуси и Молдове, очень небольшая часть дойдет до цели в Армении. С Грузией немного сложнее – президент Саакашвили по всему миру говорит об искоренении коррупции в государстве, однако на самом деле все не так радужно. Коррупция в Грузии отсутствует на уровне полицейских и мелких чиновников, но чем выше стоит должностное лицо – тем больше у него стимулов брать взятки. Следует также учитывать восточный менталитет, предполагающий взяточничество. Все дело в размахе и разнице между, скажем, бедными странами и очень бедными. Чем беднее страна, тем выше уровень коррупции, к сожалению. И Европа хочет со всем этим бороться посредством различного рода программ. Не всегда получается так, как бы того хотелось еврочиновникам, но попытка уже дело хорошее.

Что же касается участия ЕС в урегулировании конфликтов на Южном Кавказе, то Европа в последнее время довольно много и серьезно говорит о необходимости своего вовлечения в переговорный процесс. Естественно, что никто из стран-сопредседателей МГ ОБСЕ по Нагорному Карабаху, равно как и Россия в вопросе Южной Осетии и Абхазии не пойдет на такой шаг. Присутствие европейцев может только нарушить зыбкий баланс и спровоцировать новую войну, в которой уже точно не будет победителей. Склонить Баку или Тбилиси к примирению с реальностью и признанию самопровозглашенных государств ЕС не в состоянии, так что говорить о смене европейской страны-сопредседателя, то есть Францию, на ЕС не приходится. Николя Саркози, пока он у власти, никогда не согласится на такую замену, потому что это будет означать полное фиаско посреднической миссии. ЕС настолько обширная организация, что говорить от ее имени, это значит не говорить ничего. Генри Киссинджер в бытность свою Госсекретарем США во время президентства Ричарда Никсона как-то очень метко сказал: «Европа? А какой у нее номер телефона?»

Но как бы то ни было, EP пока что набирает обороты и основной задачей для него на сегодняшний день является в какой-нибудь мере снизить зависимость от российских энергоносителей. Именно поэтому и задействован Азербайджан. Однако как представляется, на пути трубопровода из Азербайджана в Европу слишком много политических и экономических препонов – одна история с Nabucco чего стоит…

По итогам саммита будет подписана итоговая Декларация, которая станет еще одним ни к чему не обязывающим документом. Просто благие намерения, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.

Карине Тер-Саакян