19 апреля 2012 - 15:04 AMT
ИНТЕРВЬЮ
Владимир Казимиров:
Предложение Европарламента о замене мандата Франции на мандат ЕС в МГ ОБСЕ не является проходным
В последнее время в процессе урегулирования карабахского конфликта наметилась некоторая активность. Во время своего последнего визита сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявили, что намерены углублять гуманитарное сотрудничество. Поле в Европарламент предложил заменить мандат Франции в МГ ОБСЕ на мандат ЕС. А после выборов в России стали звучать мнения, что с приходом Владимира Путина к власти Россия ужесточит позицию по Карабаху. Последние события в карабахском процессе в беседе с корреспондентом PanARMENIAN.Net прокомментировал первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, сопредседатель Минской группы ОБСЕ (1992-1996 гг.) Владимир Казимиров.

В марте этого года комиссия по внешним отношениям Европарламента приняла документ по Армении, в котором содержится предложение о замене мандата Франции в Минской группе ОБСЕ на мандат Евросоюза. Насколько вероятны и основательны подобные помыслы?
В действительности, я не считаю это предложение проходным. Вряд ли это возможно. За прошедшие 15 лет трое сопредседателей достаточно глубоко вникли в проблематику. А подключать к проблеме такой коллективный орган, как Евросоюз, это значит подключать «новичка», который должен с нуля постигать проблему. Одно дело – общее суждение о конфликте, другое дело – предметное знание деталей. Это совершенно разные вещи. Стоит учесть и то, что Евросоюз – это коллективный орган. Одно дело – работа с 9-ю посредниками Минской группы. Евросоюз же предполагает работу с более чем 20-и посредниками. Я считаю, что это не проходное предложение. Я знаю, что азербайджанская сторона поддерживает какие-то сходные предложения, речь заходит о замене Франции Турцией и так далее. Неужели нет понимания того, что такие изменения потребуют согласия всех сторон конфликта, а обе армянские стороны будут против Турции? Азербайджан думает, что принимает волевое решение, но не задумывается о том, как выскажутся на этот счет другие.

После встречи президентов Армении и Азербайджана в Казани международное сообщество заговорило о возможности оттеснения России из числа посредников по причине того, что она не справилась со своими посредническими обязанностями. Как Вы оцениваете потенциал России в качестве посредника в урегулировании конфликта в дальнейшем?
Можно найти «чумовые» высказывания самого разного рода. Пока ни одно серьезное государство или объединение ничего подобного не говорило. В годы моего сопредседательства бывало, что дело доходило до самых одиозных моментов под руководством Вашингтона в противодействии посреднической миссии России. И не потому, что они хотели продолжать кровопролитие. Думаю, что они тоже желали прекращения огня, но чтобы ни в коем случае это не было бы сделано руками России, поскольку это повышает ее авторитет в Закавказье, влияние в регионе. Удобнее было бы говорить, что Россия ослабла, ее надо вытеснять из региона. Таков был ход мыслей в то время. Однако, в решениях Будапештского саммита ОБСЕ от декабря 1996 года единственное государство, которое персонально упоминается, причем трижды, - это Россия. Ни одно другое государство там не упоминается, а указывается, что прекращение огня было достигнуто благодаря активности России. Поэтому говорить о замене российской стороны, о том, что она не справилась с посредническими обязанностями, – это слишком примитивная попытка переложить ответственность со сторон на посредников. Не хватает духа выступить с самокритикой, указать на отсутствие достаточной гибкости, на то, что слишком высоко повышается планка требований, – признать это никто не отважится. Поэтому на вопрос: кто виноват? дается ответ: посредник.

В годы правления президента России Дмитрия Медведева весьма часто организовывались встречи глав Армении и Азербайджана. Сейчас все чаще стали говорить о том, что с приходом к власти в России Владимира Путина посреднический курс в отношении карабахского конфликта будет ужесточен. Вы разделяете эту точку зрения?
Думаю, что с приходом к власти Владимира Путина встречи президентов Армении и Азербайджана не будут организовываться столь часто, как это было в годы правления Медведева. Однако, нельзя говорить о том, что это хорошо или плохо. Здесь мы имеем дело с палкой о двух концах. Ведь часто Россия подвергалась критике за то, что она организует частые встречи президентов, которые, однако, не приносят никакой пользы.

Сейчас много говорится о роли общественной дипломатии. Посредники МГ ОБСЕ стали акцентировать гуманитарную составляющую решения конфликта. В ходе последнего визита главы МИД России Сергея Лаврова в Армению также была подчеркнута роль гуманитарного сотрудничества между сторонами конфликта. Насколько это целесообразно в то время как, фактически, конфликт не урегулирован?
Я думаю, что, несмотря на все сложности, нужно подчеркивать роль гуманитарной составляющей. В годы моей работы сопредседателем, когда еще велась война, проливалась кровь, мы проводили мероприятия по сближению сторон конфликта в самых разных областях: собирали религиозных лидеров, военных руководителей, журналистов, представителей телевидения, политологов. Работа шла у нас по самому широкому фронту. К сожалению, в более поздние годы, в сравнительно мирных условиях произошло сужение работы до политико-дипломатического уровня. Я считаю это неверным. Думаю, что с помощью других направлений деятельности надо создавать более примирительную атмосферу для сторон.

Олег Барнашов / PanARMENIAN News