24 мая 2013 - 15:33 AMT
ИНТЕРВЬЮ
Андрей Епифанцев:
Все газовые проекты в огромной степени политизированы
Газовые проекты Азербайджана, Олимпиада в Сочи, стремление нового правительства Грузии если не к дружбе с Москвой, то к цивилизованным отношениям и явно надуманный вопрос «геноцида черкесского народа» становится все больше темой, которая интересует экспертное сообщество. Свое видение нынешней ситуации в регионе PanARMENIAN.Net представил глава аналитического центра Alte et Certe Андрей Епифанцев.

Насколько реальны проекты по разным газопроводам в обход России?

В какой-то степени эти проекты не просто реальны, а уже существуют: посмотрите, хотя бы на Азербайджан, который практически все углеводороды транспортирует не через Россию и на Украину, которая теперь покупает российский газ через Европу, что выходит ей даже дешевле.

Кому-то такая ситуация может не понравится, но нужно признать, что она естественна: любая страна так или иначе использует в своих интересах энергетические ресурсы в качестве средства мотивации и давления и точно также любой стране не нравится когда подобные средства используют против нее. Вспомним наши затяжные российско-украинские газовые войны: если сейчас Киев заявляет, что Россия ценой на газ выкручивает ей руки, то еще несколько лет назад, когда основной газовый поток шел по украинской территории, то она шантажировала Россию ценой на транзит.

Другое дело, что все эти проекты в огромной степени политизированы и зачастую их нужно рассматривать не столько как реальные экономические и транспортные, сколько как политические. Возьмем известный проект Nabucco: с экономической и с реальной стороны сейчас уже понятно, что этот проект мертв, т.к. для него нет и не будет достаточного количества газа, но с политической точки зрения вокруг него было сломано огромное количество копий и долгое время он вообще служил некой проверкой на лояльность: ты в Nabucco, значит ты против нас.

Понятно, что никому не нравится появление конкурента, но даже если он и был бы реализован, стратегически это не подорвало бы российские позиции на газовом рынке: в лучшие годы годовой объем этого трубопровода планировался до 30 млрд. кубов, а Россия экспортирует более 200 млрд.

На мой взгляд, в перспективе реализуемость новых газопроводов будет падать из-за падения спроса на газ на мировом рынке. Ситуация на этом рынке меняется: если еще 5-7- лет назад считалось, что к 2020 году спрос на газ в Европе удвоится, то сейчас он уменьшается из-за кризиса и из-за разработки проекта добычи сланцевого газа.

Кстати, эта перспектива выглядит не очень приятным образом и для Газпрома: пытаясь уйти от зависимости от стран-транзитеров, он втянулся в супер-дорогие морские трубопроводы, набрал под это кредитов, а спрос на газ стал уменьшаться.

Так, что, суммируя, лично я не вижу сверхбольшой опасности от возможных газопроводов в обход России. Гораздо более опасным в этом смысле является проект сланцевого газа, который мы «благополучно» проспали, но и здесь все не так однозначно потому, что этот метод добычи наносит огромный ущерб природе. В местностях, где его добывают, в колодцах и скважинах начинает появляться ядовито-зеленая вода и если США может добывать его в пустынных, незаселенных местностях, то что делать Европе, где плотность населения очень высока?

Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили сказал, что Грузия готова помогать в безопасном обеспечении ОИ 2014.

Это заявление грузинского лидера, без сомнения, стоит приветствовать. Но вместе с тем нужно понимать, что единственная реальная помощь, которую может оказать Грузия – это не мешать и это уже немало!

Нужно отметить, что до победы г-на Иванишвили, российское экспертное сообщество довольно высоко оценивало шансы на то, что ближе к Олимпиаде Грузия может устроить провокацию в Абхазии. Конечно же, не с целью вернуть ее себе военным путем, а для того, чтобы дискредитировать Россию, показать, что она не контролирует регион, что регион опасен для жизни и тем самым сорвать Олимпиаду. С новым грузинским руководством опасность этого исчезла и это очень хорошо.

Могут ли черкесы сорвать проведение Игр в Сочи?

Это абсолютно исключено. Здесь нельзя обобщать: против проведения Олимпиады в Сочи выступают не черкесы, а небольшая группа радикально настроенной националистической интеллигенции. Она не говорит от лица всего народа, народом на то не уполномочена и им не поддерживается.

Требование не проводить Олимпиаду в Сочи т.к. это, якобы, место геноцида – абсурдно само по себе т.к. ни какого-то черкесского геноцида, ни каких-то серьезных боев во время Кавказской войны XIX века в Сочи и его окрестностях не было. Даже если представить, что это так, то тогда олимпиады надо перестать проводить вообще, т.к. в мире нет мест, где не было бы боев и где кто-то не страдал. Тем не менее, у нас были Олимпиады в Канаде и Австралии, где после прихода европейцев коренное население практически исчезло, в Пекине, который несколько раз брали завоеватели и практически уничтожали его жителей и т.д.

Здесь нужно отделять мух от котлет. Главная причина, почему черкесские националисты выступают с этими требованиями – это не запрет Олимпиады как таковой, а попытка самопиара и привлечения к себе внимания международного сообщества. Понимаете, ментально Черкессия, это все-таки женщина. Для женщины очень важно умение грамотно, вовремя и публично обидеться – вот они и обижаются! А время для этих целей подобрано как нельзя более удачно. Продолжая пример с женщиной, на политическом небосклоне звезды сошлись так, что черкесские националисты сейчас себя чувствуют так, как девушка мечтает ощутить себя на свадьбе – она все в белом и все на нее смотрят! Разве этого мало для счастья? Так будем же великодушны – дадим им насладиться этим чувством.

Еще одним фактором является некая уязвимость России в это время и, как следствие, желание определенных недружественных ей сил надавить на больное место с целью добиться от Москвы каких-то дивидендов. Здесь нет ничего нового – так уж устроена мировая политика. Возможно, до начала Олимпиады черкесский вопрос будет продолжать раскручиваться, но потом сойдет почти до нуля. Вспомним, что творилось накануне Олимпиады в Пекине с вопросом Тибета. Кто помнит про него сейчас? Так, что я не стал бы обращать большое внимание на эту тему. Надо просто делать свое дело и все у нас будет хорошо.

Карине Тер-Саакян / PanARMENIAN News