25 июля 2014 - 11:37 AMT
Левону Айрапетяну предъявлены обвинения: Бизнесмен отказывается признавать вину

24 июля предпринимателю Левону Айрапетяну, который подозревается в хищении и незаконной легализации акций «Башнефти», Следственный комитет России предъявил обвинения по статьям 160 (присвоение или растрата) и 174 (отмывание) УК РФ, сообщил источник, близкий к правоохранительным органам. Это также подтвердил адвокат Айрапетяна Игорь Комаров, передают «Ведомости».

По словам источника, близкого к правоохранительным органам, под присвоением понимается агентское вознаграждение, которое Айрапетян получил как посредник при сделке по покупке башкирских нефтяных активов АФК «Система» у Урала Рахимова, сына прежнего президента Башкортостана. Их сумма могла составить до $50 млн. Рахимов является основным подозреваемым по делу, а Айрапетян считается его главным соучастником.

Показания о посредничестве Левона Айрапетяна в сделке с «Башнефтью» дал отбывающий пожизненное наказание экс-сенатор от Башкирии Игорь Изместьев, который заявил, что слышал от Урала Рахимова о желании продать башкирский ТЭК структурам Владимира Евтушенкова. При этом, по его словам, также обсуждался вариант использования господина Айрапетяна в качестве посредника. На этом основании последний и был задержан, тем более что следствию стало известно о $50 млн, которые Айрапетян якобы получил в качестве агентского вознаграждения.

Процедура предъявления обвинения Левону Айрапетяну по уголовному делу о присвоении (ст. 160 УК РФ) и легализации денежных средств, приобретенных преступным путем (ст. 174 УК РФ), изначально возбужденному в отношении сына экс-президента Башкирии Урала Рахимова, прошла в стенах следственного изолятора «Матросская Тишина». Ознакомление с 20-страничным постановлением о привлечении 65-летнего председателя совета директоров ИД «Собеседник» в качестве обвиняемого заняло два часа. Как сообщили источники в правоохранительных органах, Левон Айрапетян во время заслушивания постановления не раз выражал возмущение. Признавать свою вину в инкриминируемых ему преступлениях бизнесмен категорически отказался, передает «Коммерсант».

В СКР отказались комментировать ход расследования уголовного дела. Не смогла это сделать и защита Левона Айрапетяна, сославшись на то, что с адвокатов взяли подписку о неразглашении материалов следствия.

Накануне на допрос по этому делу в СКР был вызван и основной акционер «Системы» Владимир Евтушенков. Позже он назвал происходящее попыткой рейдерского захвата компании, но имен не назвал, передают «Ведомости».

В 2002 г. шесть предприятий — «Башнефть», «Уфаоргсинтез», «Новойл», «Уфанефтехим», Уфимский НПЗ и «Башкирнефтепродукт» — были приватизированы в пользу семи башкирских ООО, контролируемых 19 физлицами. А затем были переданы ООО «Башкирский капитал» (его владельцем считался Урал Рахимов).

Счетная палата еще в 2003 г. назвала итог приватизации «беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности». Бюджет потерял на ней не менее $118 млн, сообщала палата. В апреле 2005 г. по итогам проверки Счетной палаты президент Башкирии Муртаза Рахимов предписал вернуть в госсобственность акции «Башнефти» и «Башкирэнерго». Но до деприватизации не дошло: минимущество заключило с «Башкирским капиталом» мировое соглашение.

В 2005 г. блокирующие или близкие к ним доли предприятий башкирского ТЭКа были проданы АФК «Система» за $600 млн, а оставшиеся доли в 2006 г. переданы четырем благотворительным фондам: «Урал», «Агидель», «Инзер» и «Юрюзань» (затем перешли к учрежденным этими фондами одноименным ООО). В апреле 2009 г. АФК «Система» приобрела эти контрольные пакеты акций башкирских предприятий за $2,5 млрд, а после центром их консолидации стала «Башнефть».

Уголовное дело было возбуждено еще 28 апреля. 15 июля сотрудники ФСБ РФ задержали в Москве одного из самых богатых представителей армянской диаспоры в мире Левона Айрапетяна. Он был задержан сотрудниками ФСБ в аэропорту «Домодедово», куда прилетел из Монако. Контрразведчики под усиленной охранной доставили бизнесмена на допрос в СК. Там ему официально объявили о задержании.

По версии следствия, преступления были совершены при сделке, проведенной в 2008 году, по продаже компании «Башнефть», к которой имел отношение Айрапетян. Якобы он необоснованно получил крупный процент от этой сделки. 16 июля в офисе бизнесмена в «Президент-отеле» был проведен обыск, во время которого следователи изъяли две упаковки патронов к пистолету «ПМ».

17 июля Басманный суд Москвы санкционировал арест Левона Айрапетяна. «Суд удовлетворил ходатайство следователя, избрав в отношении задержанного меру пресечения в виде заключения под стражу сроком до 15 сентября», - сообщила пресс-секретарь суда Анна Фадеева. Она также сообщила, что в рамках расследования данного уголовного дела судом наложен арест на пакет акций компании «Башнефть», стоимость которых превышает 300 млн рублей. Принимая решение, суд учел, что на свободе Айрапетян может воспользоваться своими связями и скрыться от следствия, а также оказать влияние на участников уголовного дела.

Защита Левона Айрапетяна обжаловала его арест.

«Мы просим Мосгорсуд отменить постановление Басманного суда об аресте Айрапетяна как незаконное и необоснованное и назначить ему меру пресечения, не связанную с лишением свободы», — заявил адвокат предпринимателя Рубен Маркарян.

Ранее защитники Айрапетяна сообщали, что их клиент вот уже 9 лет страдает целым рядом заболеваний, в том числе раком. Последний входит в утвержденный в январе 2011 года перечень заболеваний, с которыми нахождение в изоляторе невозможно.

«Он перенес четыре операции и девять раз лежал в стационаре только в России», — заявил защитник Айрапетяна Рубен Маркарян.

Допрошенный по ходатайству судом лечащий врач Айрапетяна подтвердил, что при отсутствии необходимого наблюдения и регулярного лечения в многопрофильном стационаре его пациента ожидает, вероятнее всего, летальный исход.

Защитник указал, что справка из ИВС от врача, который лишь внешне осмотрел задержанного и померил ему давление, ничего не стоит.

В качестве альтернативы заключения под стражу адвокаты предложили поместить его подзащитного под домашний арест или отпустить под залог в 30 млн рублей.

Сам бизнесмен заявил, что подозрения в его адрес ничем не доказаны, и просил оставить его на свободе.

Однако, пробыв в совещательной комнате час, судья Наталья Мушникова, согласилась с доводами следствия и заключила предпринимателя под стражу.