7 мая 2015 - 13:55 AMT
СТАТЬЯ
Армянские стартапы: Чем шире мыслишь, тем больше рынок
Проблема нового бизнеса не столько в деньгах, сколько в стремлении начать и желании общаться с клиентом
Любая начинающая компания или по другому-стартап, нуждается в первую очередь в благоприятной бизнес-обстановке в стране. В аналогии с живой природой специалисты называют ее предпринимательской экосистемой - любая экосистема состоит из всех необходимых компонентов, но в случае проблемы с одной из них вся цепь может разрушится. Точно так же экосистема начала и ведения бизнеса состоит из своих необходимых компонентов. Основные из них – это конечно законодательная база и уровень коррупции, однако иногда принимаются во внимание такие критерии, о которых начинающий бизнесмен даже не задумывается. Например, любой бизнес связан с расходованием электроэнергии, поэтому стартапу необходимо учесть – сколько занимает проведение электричества, каковы бюрократические механизмы, сколько для этого нужно документации и т.д. Объективно, исходя из основных критериев, Армения занимает довольно хорошие позиции, если говорить о процедуре регистрации бизнеса, что сегодня возможно проделать всего за 1-2 дня – то, что в прошлом было очень сложно и связано с бумажной работой, беготней и бюрократией. Нет проблем, связанных также с проведением электроэнергии. Для стартапов очень важна скорость и покрытие интернет-соединения – с этим тоже у нас в стране все нормально. Однако есть критерии, не менее важные, с которыми, к сожалению проблемы возникают.

Чтобы узнать, в чем собственно нуждаются стартапы у нас в стране, PanARMENIAN.Net побеседовал с экспертом, основателем и президентом организации Startup Armenia Айком Асриянцом.

«Для начала необходимо указать – с идеями в Армении проблем нету. Исторически у армян сложилась предпринимательская жилка: это не секрет как для самой Армении, так и для диаспоры. Однако существует проблема с самим началом такой деятельности: идеи витают в воздухе, но их носители не знают, как и с чего начать. И с этой точки зрения корни проблемы уходят в образовательную систему, которая хоть и дает относительно полные знания, что является главным условием для появления желания создать собственный бизнес, однако не подсказывает – с чего именно начать. Более конкретно, проблема в том, что у нас в школах детей не обучают предпринимательству»,- сказал наш собеседник.

Большая часть современных стартапов технологические, а чтобы такая компания начала функционировать, нужны программисты: крупным компаниям, занимающимся информационными технологиями у нас в стране прямо сейчас необходимы высококвалифицированные программисты, постоянно существуют вакансии. Есть огромный спрос на носителей этой специальности. То есть наша образовательная система не обеспечивает тот объем и качество специалистов, которые сегодня необходимы таким компаниям.

«На Западе - в тех же США образовался тренд – в школах детей обучают программированию. Необходимы реальные шаги, чтобы в образовательной системе Армении были внедрены два обязательных предмета – предпринимательство и программирование. Первому можно начать обучать уже в 5-6 классе, хотя в Европе есть опыт такого обучения начиная даже с детских садов. Что касается программирования – многие думают, что это крайне сложно, однако сейчас можно обучиться такой специальности с помощью довольно простой методологии, поскольку разработаны гибридные языки программирования, позволяющие создать программу при помощи синтаксиса речи».

По словам специалиста, сегодняшним стартапам не хватает также экономического образования в школе: это и бухгалтерия, и финансы, и лучшее понимание рынка и того, как он работает. Экономика попросту не внедрена в школьную программу.

Следующий необходимый компонент – инвестиции. В Армении действует венчурный фонд «Гранатус Венчурз», с пороговым объемом вложений не менее 50 тысяч долларов. Однако современным армянским стартапам необходимо намного меньше, ведь венчурный фонд финансирует компании, находящиеся на более развитом этапе. В Армении сегодня не хватает так называемых «эмбриональных фондов» (англ. Early Stage Funds, «Фонды раннего этапа»), предоставляющих начинающим компаниям денежные средства в размере 5-15 тысяч долларов, которые последним более чем необходимы для развития, приобретения новой аппаратуры, найма новых сотрудников и тд. Объективно начинающий стартап не так развит, чтобы вложить в него крупные суммы.

С другой стороны есть необходимость создания системы так называемых «бизнес-ангелов» (англ. Angel Investor) – частных инвесторов, вкладывающих деньги в стартапы на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале. «Конечно, бывает, что состоятельный человек, заинтересованный в конкретном проекте делает денежные вложения, однако у нас отсутствует сама сеть, где отдельные «бизнес-ангелы» предоставят малые средства, в итоге чего наберется необходимая для данной компании сумма. На Западе это хоть и новый, однако уже зарекомендовавший себя метод: в большинстве случаев такой партнер, поверив просто в команду и идею, предоставляет деньги безвозмездно, без цели получения прибыли», - отметил Асриянц.

Не хватает так же стартап-акселераторов: моделей поддержки бизнеса на ранней стадии, которые предполагают интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и информационная поддержка. Сегодня в Армении действует бизнес-акселератор инновационного центра компании Microsoft, который был обновлен в январе 2015 года. В нем работают прекрасные команды с отличными идеями, однако необходимо понять, что ресурсы центра ограничены, и в программе сейчас задействовано всего семь команд. Эксперт уверен - необходимо создать больше бизнес-акселераторов, которые на протяжении пол года смогут обслужить не семь, а семьдесят команд. Стартапы в Армении очень в этом нуждаются. Он сообщил, что несколько недель назад в результате частных инвестиций в Ереване начал работу новый бизнес-акселератор – Startitup Center, однако этого недостаточно.

«Важным компонентом для развития стартапов является так называемое социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем. Отличным примером может быть стартап-инкубатор Kolba Labs, предоставляющий все необходимые ресурсы и экспертную поддержку начинающим стартапам – и уже есть успешные команды. Кроме него существуют также The Impact Lab, в социальный инкубатор превращается программа Ереван 2.0 и т.д. То есть в социальной сфере нет нехватки ресурсов и идей, однако у самих проектов существует проблема монетизации, для того, чтобы стать более рентабельными – сама проблема в поиске таких моделей, которые кроме решения социальных проблем привели бы также к доходам. Однако бездоходность исходит из самой логики социального предпринимательства и объемов внутреннего рынка – в большинстве случаев такие проекты не могут обеспечить самофинансирование, чтобы продолжить развитие».

Асриянц назвал также такой компонент, как краудфандинг - коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить для различных целей, в том числе - финансирование стартап-компаний и малого предпринимательства, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого. Сегодня существуют довольно удачные армянские проекты как на иностранных платформах, таких, как Kickstarter и Indiegogo, так и на армянских: на последних составляются списки армянских проектов, которые затем получают финансирование.

Довольно важный компонент – это так называемый коворкинг (англ. co-working - совместно работающие): это модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. В частности, коворкинг популярен среди фрилансеров, удаленных сотрудников - переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Коворкинг занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного офиса. В Ереване открылся центр The Loft, в какой то степени коворкинг, а также UtopianLab – полноценный коворкинг центр. Можно так же назвать бизнес-инкубатор с коворкинг форматом SaryanTumanyan. «Они довольно малы, однако в Армении есть десятки, если не сотни программистов, дизайнеров, архитекторов, фотографов, не имеющих собственного офиса. Им необходимо творческое пространство, чтобы обмениваться идеями, сотрудничать, что позволит работать эффективнее. Коворкинг можно совместить с бизнес-акселератором или бизнес-инкубатором, где кроме их собственных команд будут работать и другие»,- добавил эксперт.

Что касается объемов внутреннего рынка, для стартапов это неважно, если они мыслят широко – не только в рамках Армении. Особенно для инновационных стартапов рынок огромен, закрытые границы не мешают полноценному развитию: им нужны лишь интернет, серверы и программисты. Однако большинство стартапов работают по маркетинговой схеме B2C (Business-to-consumer, рус. «бизнес для потребителя») – это термин, обозначающий коммерческие взаимоотношения между организацией (Business) и частным, так называемым «конечным» потребителем (Consumer). Однако это не лучший вариант для развития. Стартапы должны, хоть это и сложно и здесь больше острой конкуренции, работать по схеме B2B (англ. Business to business, рус. «бизнес для бизнеса»). Этот вид информационного и экономического взаимодействия происходит между юридическими лицами, которые работают не на конечного рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес. По такой схеме есть возможность создания новых ниш, продуктов и рынков, необходимых корпоративному клиенту, но о которых еще никто не додумался или не смог реализовать.

«В Армении есть хорошие примеры работы таких стартапов – тот же Teamble, у которого уже появились клиенты и американские инвесторы, у них уже есть прибыль. Всего три года назад они были лишь идеей, а сегодня это полноценный стартап, потому что рискнул работать по схеме B2B и добился успеха».

Было перечислено множество проблем, однако главная из них, по словам Асриянца в том, что стартапы на самой ранней стадии уже начинают думать только про внутренний рынок, забывая, что весь мир – это рынок с миллиардами клиентов. Нужно мыслить шире.

«Мы, в свою очередь, помогаем им создать команду, строить бизнес-модель, понять свой рынок и своего потребителя, рассчитать затраты. Но важно одно – для того, чтобы начать, нужно всего лишь начать. Это наша философия, поскольку у стартапов нет проблем с содержанием. Проблема не столько в деньгах, сколько в стремлении начать, в желании общаться с клиентом. Так что в Армении, с точки зрения начала бизнеса есть прекрасные возможности. Нужно лишь желание».

Арман Гаспарян