1 августа 2002 - 05:00 AMT
СТАТЬЯ
ЛИССАБОНСКОЙ БУМАЖКОЙ АРМЯН БОЛЬШЕ НЕ ПУГАЮТ
Руководство ОБСЕ признало, что принятое на лиссабонском саммите заявление - ни к чему не обязывающая декларация.
Заявление действующего председателя ОБСЕ, сделанное в ходе лиссабонского саммита 1996-го года, в свое время было воспринято в Баку как гигантская дипломатическая победа. Оглашенное в столице Португалии заявление явилось первым и единственным за все время азербайджано-карабахского противостояния серьезным документом, которым предпринималась попытка предопределить будущий статус Нагорного Карабаха. Вполне естественно, что азербайджанская сторона не упустила возможность использовать лиссабонский прецедент в пропагандистских целях. На прошлой неделе официальный представитель ОБСЕ сделал заявление, которым признал, что руководство Азербайджана неверно трактует принятый на лиссабонском саммите документ.
Таким образом, чиновник европейской структуры фактически признал, что подписанная действующим председателем организации бумага не может восприниматься как отрицание руководством ОБСЕ возможности иного статуса Нагорного Карабаха, кроме как автономии в составе Азербайджана.

Заявлению представителя ОБСЕ предшествовало выступление президента Азербайджана, который обвинил еврепейские структуры в отхождении от ранее принятых решений. Гейдар Алиев потребовал «оказать давление на Армению и добиться немедленного вывода армянских сил с территории Азербайджана». Основанием для подобных требований он назвал документ, принятый на лиссабонском саммите ОБСЕ. В ответ руководитель бакинского представительства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Питер Бурхард вынужденно выступил с комментарием, который можно назвать в определенном смысле подтверждением обоснованности аргументов армянской стороны, считающей принятое в Лиссабоне заявление действующего председателя всего лишь ни к чему не обязывающей декларацией.

Бурхард подтвердил, что на саммите 1996-го года ОБСЕ не было принято каких-либо решений по Карабаху. Он напомнил, что проект документа, к которому аппелирует руководство Азербайджана, не был принят, поскольку под ним не подписалась Армения (как известно, в ОБСЕ решения принимаются исключительно консенсусом). Вместо этого было распространено заявление действующего председателя, которое не является итоговым документом саммита. Собственно, руководитель бакинского представительства не сказал ничего такого, что не было известно ранее. Однако, примечательным является сам факт того, что высокопоставленный сотрудник ОБСЕ делает заявление, подчеркивающее символическое значение документа, распространенного среди участников саммита в 1996-м году. Ранее подобного не было. Наоборот, каждый раз, когда возникала необходимость намекнуть на уязвимость позиции армянской стороны в карабахском вопросе, с самых разных трибун руководству Армении напоминали о заявлении действующего председателя. Откровение Питера Бурхарда, впервые назвавшего вещи своими именами, судя по всему свидетельствует о новом подходе руководства ОБСЕ, осознавшего бесперспективность и опасность попыток заранее очерчивать будущий статус Нагорного Карабаха. Таким образом, укрепляется позиция Армении, считающей, что статус Карабаха должен определиться сторонами противостояния в результате переговоров, а не международными организациями, взявшей на себя миротворческую миссию по урегулированию конфликта.