10 февраля 2005 - 04:00 AMT
СТАТЬЯ
Новый премьер Грузии - старый партнер армянского правительства
В Ереване надеются, что назначение Зураба Ногайдели позволит сохранить доверительную атмосферу, царившую в отношениях между руководством правительств Армении и Грузии.
В ближайшие дни президент Грузии Михаил Саакашвили подпишет указ о назначении министра финансов Зураба Ногайдели премьер-министром. Руководство Армении имеет богатый опыт контактов с этим деятелем, и есть основания рассчитывать на то, что межправительственные отношения с приходом нового руководителя не пострадают.
С Зурабом Жвания руководство Армении связывали самые теплые отношения, и это никоим образом не было обусловлено его этническим происхождением. Рабочие контакты с ним складывались весьма успешно. Жвания лично координировал решение многих вопросов, связанных с Арменией. Потому, трагическая смерть премьера кроме искреннего сочувствия вызывала у руководства Армении еще и беспокойство по поводу договоренностей, достигнутых с покойным главой правительства. Трудно сказать, позволит ли назначение Зураба Ногайдели сохранить доверительную атмосферу, царившую в отношениях между руководством правительств Армении и Грузии. Но в сложившихся условиях это назначение, возможно, было оптимальным во всех смыслах, и оно не несет в себе угрозы армяно-грузинским отношениям.
Ногайдели хорошо знаком руководству Армении. Еще будучи депутатом он участвовал в армяно-грузинских межпарламентских контактах, а также в контрактах на уровне молодежных организаций Грузии и Армении. В период работы министром финансов у него сложились нормальные рабочие взаимоотношения с членами армянского правительства. Ему приходилось работать и с главой минфина Варданом Хачатряном, и с руководителем внешнеполитического ведомства Варданом Осканяном, и с министром транспорта Андраником Манукяном. В ранге министра Ногайдели дважды бывал в Армении. В феврале и в сентябре 2001-го. Оба раза главной целью его визитов было обсуждение судьбы 20-миллионного долга Грузии перед Арменией. Тогда поведение министра выглядело несколько странным, поскольку он сначала ставил под сомнение сумму долга, а затем долго избегал ответа на вопрос о сроках и формах его погашения. В Ереване Ногайдели проявил себя именно так, как его характеризует сейчас спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе – человек жесткий, неуступчивый и бескомпромиссный. Неизвестно, чем бы завершились переговоры вокруг долга, если бы президент Шеварднадзе не призвал министр начать выплаты процентов по задолженности. В любом случае, отметим, что жесткость Ногайдели на переговорах вовсе не была обусловлена каким-то особым отношением к Армении. Просто министр ощущал ответственность за выполнение госбюджета и дорожил каждой его копейкой. В итоге провалив бюджет, он все-таки был вынужден покинуть правительство, но сделал это красиво, заявив о своем несогласии с курсом Эдуарда Шеварднадзе.
Назначение Ногайдели в целом устраивает и армянскую общину Грузии. Будучи министром он старался уделять внимание проблемам Джавахка. В частности, в декабре он обещал любой ценой добыть средства для строительства автодороги Тбилиси-Ниноцминда и для реализации других программ в Джавахке. У Ногайдели хорошие отношения с руководством армянской общины. Как известно, Ногайдели был одним из надежнейших членов команды Зураба Жвания, в которой важную роль играл и глава Союза армян Грузии Гена Мурадян. Глава нового кабинета министров и глава армянской общины представляют один политический клан, а позволяет надеяться на то, что после предстоящей кадровой перестановки в правительстве Мурадян сохранит свой портфель. (Сейчас он по сути является министром транспорта, занимая пост заместителя главы суперведомства, которое координирует промышленность, торговлю, транспорт и связь.)
Обозреватели изначально предсказывали, что премьером станет человек, верный Жвания. Это назначение преследовало цель сохранить правящий триумвират. Не теперь уже очевидно, что главу парламента Нино Барджанадзе кандидатура Зураба Ногайдели не страивает. Потому, не исключено, что скоро между важнейшими составляющими правящего триумвирата возникнут серьезные противоречия. Это позволит Грузии обрести здоровую оппозицию, которой сейчас там нет, но одновременно негативно скажется на прочности позиций власти. Армению это не может не волновать, так как от стабильности в соседней стране слишком многое зависит.
Артем ЕРКАНЯН