13 февраля 2007 - 18:16 AMT
СТАТЬЯ
Курдский вопрос для Анкары остался главным во внешней политике
Почти по всем пунктам, включая вопрос Иракского Курдистана и резолюции о Геноциде армян, Абдулла Гюль так и не смог окончательно договориться с администрацией США
Визит главы МИД Турции Абдуллы Гюля в США был неудачным. Как пишет Financial Times, «Гюль потерпел неудачу в важных вопросах, и американо-турецкие отношения после визита ухудшились. Почти по всем пунктам, включая вопрос Иракского Курдистана и резолюции о Геноциде армян, он так и не смог окончательно договориться с администрацией США», - пишет газета.
И если вопрос принятия резолюции по Геноциду армян имеет для Турции по большому счету морально-психологический аспект, то в вопросе Иракского Курдистана и в этом контексте дальнейшего стратегического партнерства США-Турция все получается не так, как хочется Анкаре. База ВВС Турции «Инджирлик» все же слабый козырь, тем более, что США за короткое время уже несколько раз заявляли о том, что воевать с Ираном не будут. А значит база ВВС пока не нужна. Иное дело – Киркук, который находится на границе с Ираном и является центром нефтяной промышленности на севере Ирака. Напомним, что в 2003 году население города составляло 755,700 жителей. Иракский Курдистан, благодаря всенародному референдуму, надеется получить контроль над громадными нефтяными месторождениями Киркука. Де-факто иракский Курдистан уже живет как независимая страна, отмежевавшаяся от остальной части Ирака, хотя его президентом и был избран курд. Тем не менее, для подкрепления своей независимости Курдистану необходима нефть из расположенных в районе Киркука месторождений. На настоящий момент этот город относится к суннитскому району Ирака, но курды поспешно готовят референдум по вопросу присоединения этой местности - и ее месторождений - к Курдистану. Отсюда трубопроводы идут к Средиземному морю. В прошлом году по этим трубам перегоняли около миллиона баррелей нефти в неделю. Сырье шло, прежде всего, в турецкий порт Джейхан.

После американского вторжения в Ирак в окрестности Киркука переселились десятки тысяч беженцев-курдов, которые имеют право голоса и могут облегчить присоединение названного анклава к Курдистану. Вопрос заключается в том, что Ирак раскалывается на три части - шиитскую, суннитскую и курдскую. Киркук, в итоге, отходит к Курдистану, а сунниты оказываются изолированными на пустынных землях без нефтяных месторождений. Когда речь заходит о «гражданской войне» в Ираке, подразумевается раскол страны на три части и возможное втягивание Ирана, Саудовской Аравии и Турции в этот конфликт.

К этому показательному примеру Киркука стоит добавить факт проживания в регионе значительной туркменской общины, что может послужить для Турции причиной вмешательства в возможную «гражданскую войну». Турецкие власти вряд ли согласятся с возникновением независимого и богатого нефтью Курдистана.

Турция - страна, в которой есть весьма активное курдское национальное меньшинство - полагает, что переход нефтяных месторождений Ирака в руки курдов может нанести удар по ее национальной безопасности. Некоторые опасаются, что как только курды заявят о захвате хотя бы одного нефтяного месторождения, на север Ирака войдут турецкие войска. В этом плане помощь США для Турции начинает играть большую роль, ибо турецкая армия, какой бы она ни была сильной, не сможет в одиночку захватить и, что самое главное, удержать Киркук. Не следует забывать, что десятилетиями длящаяся война регулярной турецкой армии с курдскими повстанцами пока ни к чему не привела – Курдская рабочая партия готова на все, чтобы добиться создания независимого Курдистана. В чем ей помогает Иран, которому важно иметь на своей границе барьер для возможного вторжения сухопутных войск США на свою территорию.