То, что «Бушер» является одной из частей ядерной программы Ирана, из-за которой вот уже несколько лет эта страна с легкой руки 43-го президента США Джорджа Буша стала «страной изгоем», понятно всем. Правда, большую опасность для мира представляет не «Бушер», а центрифуги в Натанзе. В качестве топлива для иранской АЭС используется свинец, а не обогащенный уран, который понадобится для полнофункциональной работы реактора и в будущем может стать ядром атомной промышленности Ирана. Именно это и беспокоит мировое сообщество. Правда, то же мировое сообщество почему-то не беспокоит ядерное оружие Пакистана. А он опаснее Ирана. Наверное, все дело в том, что Израиль к Ирану ближе, чем к Пакистану. Но может быть дело не в этом, хотя идея очень соблазнительная – обвинить опять во всем вездесущее еврейское лобби. Чем, кстати, и занимается Тегеран.
Но времена меняются и то, что вчера было просто невозможным, сегодня становится необходимостью. В принципе, так и должно быть – в политике нет ничего невозможного, тем более, когда затрагиваются интересы держав. После закрытия авиабазы «Манас» США ищут пути доставки грузов в Афганистан, желательно минуя Россию. Три четверти грузов проходит через Пакистан, однако там сейчас участились случаи нападения на конвои, а также диверсии на дорогах, особенно в районе пограничного Хайберского прохода. Правительство в Исламабаде не может обеспечить безопасность. Значит, остается южное направление, то есть Иран. Если верить английской газете The Times, то в Вашингтоне рассматривают прежде немыслимый вариант - обратиться к Ирану с просьбой об использовании его территории для обеспечения поставок. Причем Иран явно будет сговорчивее РФ, которая поставила условие: - грузы должны быть только невоенного характера. Что попросит Тегеран за транзит – неясно, так же рано говорить о том, обратится ли Вашингтон к Ирану или нет. Скорее всего, вопрос будет решаться после президентских выборов в Иране в июне. Ждать осталось немного, а если учесть то, что США крайне заинтересованы в победе экс-президента Мохаммеда Хатами, то получается, что регион ждут некоторые изменения. В любом случае, даже если Махмуд Ахмадинеджат останется у власти, что вполне вероятно, ему все равно придется пересматривать политику в отношении США, равно как и в отношении России. Никто ведь не может поручиться, что Москва не намерена устроить южный вариант «газовой войны»...
В пользу Ирана начали говорить и в ЕС. Газопровод Nabucco может быть реализован только при участии Ирана и России. Об этом заявил представитель Еврокомиссии по вопросам энергетики Ферран Таррадельяс-Эспуни. То есть газозависимость Европы от России будет несколько нейтрализована Ираном. Но и в этом случае ничего нельзя сказать определенно – все дело в том, что предложат Ирану Россия и США, если учесть то, что Иран это все же не Кыргызстан и нужно ему не $2 миллиарда, а намного больше и не в денежном исчислении.
Ну а пока Россия и Иран обсуждают вопрос о создании СП по эксплуатации АЭС В Бушере. По словам главы "Росатома" Сергея Кириенко, Иран и Россия планируют в ближайшее время заключить долгосрочный контракт на поставку ядерного топлива как минимум на 10 лет.