28 февраля 2012 - 22:18 AMT
СТАТЬЯ
Экологи на острие политики или “зеленая тема” будущих выборов
При этом пока нет предпосылок для создания в Армении экологами своей партии, наподобие европейских стран.
За прошедший год экологи стали одним из самых главных ньюсмейкеров общественной жизни Армении. Несмотря на бурные политические развития, борьбу властей и оппозиции, подготовку партий к парламентским выборам в мае, зеленые своей борьбой за Трчкан, Техут, противодействием установке ларьков в парке Маштоца, приковали к себе внимание армянской общественности, свидетельством чего являются соцсети, в частности Facebook.

Не обошли вниманием «зеленую тему» и политические партии, в частности^ оппозиция, для которой экологическая тема является еще одним средством ударить по властям, а сами экологи – благодатной почвой для рекрутирования новых сторонников. При этом стоит отметить, что это будут довольно смелые сторонники, не боящиеся ради своих принципов идти на конфликты с властями, на что не решаются многие партии (я имею виду активных экологов, а не борющихся за природу у монитора компьютера, время от времени делая like-и).

Есть различные мнения относительно той роли, которую могут сыграть в политической жизни экологи, начиная от полной идеализации их борьбы, и заканчивая обвинениями в “грантоедстве” и подрывной деятельности против собственного государства на средства иноземных держав.

По мнению члена гражданской инициативы “Мы – хозяева этого города” Ваграма Согомоняна, экологические движения по своей сути сугубо гражданские, и такими останутся. “Они могут сыграть ту роль, что повысят гражданское сознание, и от этого выиграют те политические силы, которые большее внимание обращают на гражданское сознание”, - заявил он корреспонденту PanARMENIAN.Net.

При этом Согомонян положительно оценил возможное использование партиями экологической темы в своей политической борьбе. “Конечно, могут, но это их дело – представлять интересы граждан. И если считают, что могут содействовать представлению интересов граждан, то каждый может делать свое дело, а гражданин сам решит, кто из них лучше представляет его интересы. Я это считаю естественным и ничего необычного в этом не вижу”,- заявил он.

Согомонян также отметил, что пока не видит предпосылок для создания в Армении экологами своей партии, наподобие европейских стран. По его словам, это не исключено в будущем, учитывая остроту экологических проблем в стране, однако заметил, что “ это должно быть результатом естественного процесса”.

Координатор самой влиятельной оппозиционной силы в Армении - Армянского национального конгресса (АНК) Левон Зурабян положительно оценил активизацию экологов, попутно подчеркнув в этом роль Конгресса. “Можно только приветствовать такие развития, что люди ради волнующих их вопросов, готовы на акции протеста, готовы даже на противостояние с полицией и госорганами. Очень положительно оцениваю – это именно то, о чем мы мечтали. Мы четыре года шли в этом направлении, пытались активизировать людей, брали на себя весь удар репрессивной государственной машины”,- заявил он PanARMENIAN.Net.

По его словам, благодаря народному сопротивлению и сотням правовых исков на действия полиции и прокуратуры, в том числе в Европейском суде, привели к определенным успехам, “отрезвили в каком-то смысле госорганы”. “Сегодня нельзя не заметить, какая есть разница между поведением полиции сейчас и год назад, два года назад. Это результат того воспитательного процесса, который мы проводили четыре года. Сейчас созданы условия, чтобы многочисленные гражданские группы со своими различными инициативами боролись за решение своих проблем”,- подчеркнул он.

Зурабян также добавил, что не видит каких-то политических подтекстов в пристальном внимании оппозиционных партий к экологической тематике, “так как они (партии) борются за конкретные проблемы”, подчеркнув при этом, что экологические вопросы обязательно войдут в политическую повестку предстоящих выборов.

В свою очередь политтехнолог Карен Кочарян придерживается иной точки зрения на активизацию экологов в последнее время. «Любое экологическое движение для меня искусственное, нет такого движения. Это всего лишь повод для того, чтобы собрать толпу. А уже когда начинает действовать психология толпы – использовать их в политических целях. Вспомните тот же 1988 год – движение началось с «Наирита» и АЭС, а потом переросло в карабахское движение»,- заявил он.

Следует, однако, отметить, что многие эксперты придерживаются мнения, что сейчас в Армении идет обкатка технологий вывода людей на площадь, и экологическая тематика является частью плана подготовки в стране возможной “оранжевой революции”.

Не ставя под сомнение искренность простых экологов, борющихся за лучшее будущее своих детей, хочется все же надеется, что все эти предположения экспертов относятся к области “теории заговоров”, а лидеры этих движений так же искренни в своих устремлениях, как и рядовые члены, в то, что борьба ведется со всеми горнорудными компаниями, а не только с капиталом из определенной страны – России, на что намекают некоторые компании. Что касается оппозиционных партий, то хочется верить, что их действительно волнует экологическая тематика, и “зеленая тема” для них не только способ набрать политические дивиденды и голоса на будущих выборах.

Пока что остается лишь констатировать, что экологическая тематика довольно сильно бьет по рейтингу власти, в частности довольно перспективного представителя партии власти, мэра Еревана Тарона Маркаряна. Можно быть уверенным, что история с киосками в парке Маштоца еще аукнется ему в дальнейшей политической карьере.

Айк Халатян / PanARMENIAN News