27 мая 2012 - 15:22 AMT
МНЕНИЕ
ФОТОСЕТ
Каннские заметки: Истерия по вампиру, незабытый Бертолуччи и пару слов о коллегах

Канны 2012-го так и не увидели Джоли, но вместо нее фестиваль взбудоражили герои “Сумерек”, находившиеся здесь с разными фильмами и вызвавшие большой девичий шум и гвалт и головную боль. Вот что делает Голливуд с Каннами или “Сумерки” с людьми.

Фильм “На дороге” (“On the Road”), снятый по известному автобиографическому роману Джека Керуака о движении битников, представлял равноценно известный состав - Кирстен Данст, Вигго Мортенсен, Стив Бушеми, Гаррет Хедлунд, Сэм Райли, Эми Адамс, Элизабет Мосс.. Но в центре внимания оказалась главная героиня фильма, молодая актриса Кристен Стюарт (теперь уже жена “сумеречного вампира”). Шумиха вокруг Кристен разыгралась как по сценарию: актрису привели как будто специально для того, чтобы все сконцентрировались на ней, чтобы она вела себя очень “звездно”, проявляя холодное безразличие ко всем и вся, и чтобы совершенно естественно в результате все те, кто на ней сконцентрировался, стали возмущаться, “какая она дрянь и как плохо для нее все кончится, если продолжать в том же духе”.

На красной дорожке фильма можно было наблюдать забавный эпизод. Кристен вновь не подошла к фанатам, которых было очень много, притом настоящих фанатов, а не просто коллекционеров автографов и неразборчивых папарацци. И когда она, вздернув нос, пошла по красной дорожке, трибуна фанатов подняла такой унизительный свист и улюлюканье, что даже заглушила сопровождающую актеров музыку. И вдруг в одно мгновение свист перерос в восторженный визг: оказалось, “в гости к фильму” приехал Паттинсон, и этот переход был таким молниеносным и естественным, что казался идеально отработанной постановкой.

В Каннах Паттинсон представляет фильм Дэвида Кроненберга “Космополис”, который прокрутили в кинозале «Люмьер» аж три раза. Удивительно, но Паттинсон затмил даже самого «Брата» Питта. Фанаты, и в частности фанатки, устроили что-то неописуемое: крики, слезы, истерики, обмороки, машины «скорой помощи»... Паттинсон настолько оттеснил партнеров по фильму, например, Пола Джиаматти и Жюльет Бинош, что Джиаматти даже был приятно удивлен и с радостью согласился, когда я попросил его попозировать отдельно.

На этом фоне появление Кайли Миноуг казалось, с одной стороны, очень органичным, а с другой стороны, довольно странным. Кайли, ни много ни мало, снялась в фильме “Holy Motors” французского режиссера Лео Каракса. Певица сыграла в фильме довольно большую и серьезную роль, а партнером ее стал Дени Лаван, любимый актер Каракса. Жаль, что на фестивале не появилась Ева Мендес, также снимавшаяся в ленте Каракса. К слову, до этого фильма режиссер не снимал более 10 лет и посвятил “Holy Motors” своей жене Кате Голубевой, русской актрисе, скончавшейся в прошлом году.

Во всех этих “сумерках” как-то затерялся и прошел незамеченным фильм Бертолуччи, или может во всеобщем восхвалении французских классиков не осталось места итальянским. “Ты и я” - так назывался фильм итальянского мастера, рассказывающий о подростке, который решил уединиться на неделю в подвале своей многоэтажки, чтобы спокойно послушать любимую музыку, посидеть в соцсетях и почитать. Вопреки его планам в подвале появляется его сводная сестра - наркоманка в ломке, и этой неделе суждено существенно изменить жизнь их обоих.

Может быть, это случайность, а может Бертолуччи уже списали со счетов, но показ его фильма был назначен на 4 часа дня, так называемый, “несмокинговый” показ. И было такое впечатление, что организаторы боятся, как бы зал не оказался полупустым - стыдно все-таки перед мастером. Но, вопреки всем опасениям, зал был переполнен, приветствовал режиссера стоя, и на просмотр пришли очень многие “важные птицы”. Сам режиссер, несколько лет не снимавший до этого фильма, приехал на фестиваль в инвалидной коляске, что сам прокомментировал на пресс-конференции так: "Для меня этот фильм стал возвращением к жизни, я проснулся от спячки, принял свое состояние, смирился с ним и понял, что снимать можно и сидя, так что теперь я снова в строю".

Еще одним бумом стала Николь Кидман, ее нехарактерная роль в “Газетчике” Ли Дэниэлса и вся “звездная” команда этого фильма. Судите сами: на одной дорожке сошлись Николь, Мэтью МакКонахи, Джон Кьюсак, Скотт Гленн и, наконец, еще один представитель молодого поколения Зак Эфрон. Зак умудрился собрать целый полк фанатов на нескольких квадратных метрах, но тут, к счастью, обошлось без свиста и позора. “Газетчик” - очень хороший старт для Эфрона на пути серьезного кино. Что до Кидман, несмотря на ее элегантное платье и вообще безупречный вид, приходится констатировать, что времена “Moulin Rouge” и остановок сердца при виде актрисы все-таки прошли.

Пару слов о фотографах в Каннах. «Основной фотосостав» - это 60-80 человек, который как цыгане кочуют по нескольким главным направлениям, снимают быстро, но в основном однообразно, по коммерческому стандарту - в полный рост, чтобы было видно одежду и аксессуары, прибавление в весе и все новые морщинки. Они знают всех и вся, и со многими звездами знакомы лично, например, Кайли Миноуг подошла и, приветствуя, даже обняла и поцеловала нескольких фотографов. Все движения этих ребят оптимизированы, никаких лишних криков и телодвижений, им все равно, снимают они Паттинсона или Питта. А необходимые для работы стандартные фразы они могут выдать на дюжине языков без запинки, и в этом году меня это уже не удивляет.

А фестиваль тем временем подходит к своему логическому завершению. Многим хочется, чтобы главный приз достался Караксу – все-таки он величина, да и большой перерыв в работе сделал свое. Но все осознают, что самые реальные претенденты на победу – это фильмы Ханеке и Мунджу, а Одиар и Доминик получат призы за режиссуру. А главной кандидаткой в лучшие актрисы чаще всего называют Марион Котийяр.

Ваан Степанян, Зара Будагян / PanARMENIAN News
ФОТОСЕТ