14 мая 2025 - 18:27 AMT
Индия вытесняет Россию с армянского оружейного рынка

Армения заключила с Индией оборонные контракты на сумму более $1,5 млрд в период с 2022 по 2023 год. Об этом говорится в докладе Российского совета по международным делам (РСМД) «Российско-армянское взаимодействие на современном этапе», с которым ознакомились «Ведомости».

В указанный период Ереван подписал ряд соглашений на закупку индийских 214-мм реактивных систем залпового огня Pinaka, 155-мм артиллерийских установок ATAGS, систем противодействия беспилотникам ZADS, зенитных ракетных комплексов Akash-1S, а также противотанковых ракетных комплексов «Конкурс» (производимых по российской лицензии), минометов и различных боеприпасов. В ближайшее время ожидается поставка Индией зенитных ракетных комплексов средней дальности Akash-NG.

Другим крупным военным партнером Армении является Франция. С 2023 по 2024 год Ереван заключил с Парижем контракты на сумму около $250 млн, включая поставки трех радаров GroundMaster 200, переносных зенитных ракетных комплексов Mistral 3 и самоходных артиллерийских установок Caesar.

Согласно докладу, последняя оборонная сделка Армении с Россией на сумму $400 млн была заключена в 2021 году, но до сих пор не выполнена в полном объеме. Как сообщал Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI), в период с 2011 по 2020 год доля России в импорте вооружений Армении составляла до 94%. Однако к 2024 году она снизилась до 10%, как заявил в марте того же года секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян в интервью армянскому общественному телевидению. Авторы доклада РСМД связывают снижение доли России на армянском рынке вооружений с трудностями поставок из-за продолжающихся боевых действий на Украине.

Кроме того, в армянском обществе изменилось восприятие России: из дружественной страны она стала восприниматься как источник «политических угроз» для Армении. Согласно опросу Международного республиканского института (IRI) в декабре 2023 года, Москва заняла третье место по этому показателю после Азербайджана и Турции. Ключевым фактором стало поражение армянских вооруженных сил во второй карабахской войне осенью 2020 года, а также последующие вооруженные столкновения с азербайджанской армией на армяно-азербайджанской границе, в ходе которых, по мнению Еревана, Москва проявила сдержанную реакцию.

В результате армянское руководство выбрало стратегию диверсификации внешних связей в пользу сближения с западными государствами. В январе 2025 года в Вашингтоне Армения и США подписали хартию о стратегическом партнерстве. В феврале армянский парламент принял правительственный законопроект о начале процесса вступления республики в Европейский союз (ЕС).

Несмотря на эти процессы, Россия остается ключевым торговым партнером Армении. Согласно данным армянского статистического комитета, по итогам прошлого года на долю России пришлось более 41% товарооборота южнокавказской республики ($12,4 млрд, из них $3,1 млрд — армянский экспорт), тогда как за аналогичный период 2023 года она составляла 37% ($7,9 млрд). За 2022–2023 годы объем накопленных российских инвестиций также удвоился — до $4 млрд. Однако основной прирост российско-армянского товарооборота произошел за счет реэкспорта ряда западных товаров на российский рынок и российских товаров на международные рынки через территорию Армении, говорится в докладе РСМД.

Политолог и специалист по Кавказу Артур Атаев отмечает, что армянское руководство давно готовило почву для военно-технического сотрудничества с Индией. По его словам, эта стратегия носит долгосрочный характер и направлена на диверсификацию источников поставок вооружения и снижение политической зависимости Армении от России. Франция также играет роль в замещении части российских вооружений. Тем не менее, по мнению Атаева, Ереван не заинтересован полностью разрывать связи с Москвой в этой сфере. «Для России армянский рынок вооружений не имеет важного значения. Продолжение военного сотрудничества с Россией важно главным образом для самой Армении, а не наоборот», — добавил эксперт.

Заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин считает, что французские и индийские вооружения не смогут полностью заменить парк российских и советских вооружений в армянской армии, поэтому тренд на диверсификацию поставок скорее имеет политическое значение. «Новое оружие пока никак себя не зарекомендовало в Армении. А российская техника требует регулярного технического обслуживания, поставок к ней комплектующих и боеприпасов. Армянские военные все еще придерживаются стандартов ОДКБ, а наличие российской военной базы в Гюмри остается связующим звеном для сотрудничества Москвы и Еревана. Поэтому российская доля на армянском оружейном рынке рано или поздно восстановится», — объяснил он.

Притчин также отметил, что Армении пока удается закрепить за собой нишу перевалочного пункта для торговли России с внешним миром. На данном этапе Москва и Ереван заинтересованы в сохранении такого формата сотрудничества. Тем не менее, в случае снятия антироссийских санкций или перекрытия каналов их обхода показатели товарооборота снизятся и, вероятно, вернутся к уровню до 2020 года, полагает он.