4 июля 2025 - 18:48 AMT
Патриарх Константинопольский провел молчаливую акцию протеста

Патриарх Константинопольский, Саак Машалян, по возвращении в Стамбул после поездки в США на пресс‑конференции прокомментировал визит премьер‑министра Николa Пашиняна в Стамбул и закрытие Патриархии во время его церковного визита. Он пояснил, почему ни один священнослужитель не присутствовал: это была сознательная позиция протеста из‑за обидной и агрессивной речи премьер‑министра по отношению к Католикосу Гарегину II. сообщает «Factor.am » со ссылкой на Agos.

Во время встречи с армянской общиной в Стамбуле не было духовного участия; здание Патриархии было закрыто в этот день.

Машалян подчеркнул, что аналогично отреагировали и другие церкви: Католикос Киликийский Арам I также заявил, что он находится на стороне Эчмиадзина, как и патриарх Иерусалима Нурхан Манукян. Его духовные братья, служившие вместе с ним, не хотели присутствовать на встрече с премьер‑министром. «Это политический спор. Мы не хотим, чтобы это происходило через Всеармянский католикосат, не хотим вмешательства политики в церковные дела, не хотим разрешения вопросов агрессивной речью. Мы проявили естественную реакцию — наш чёткий ответ», — отметил он.

Он рассказал о путанице в протоколе: Республика Армения существует 35 лет, а Турецкая Патриархия — более 500 лет. В отличие от прежних высоких визитов — например, с Леоновым Тера‑Петросяном — по поводу визита Пашиняна не было официального уведомления. Вместо этого посол-устойчивый представитель Армении при Организации Чёрноморского экономического сотрудничества сообщил, что Пашинян не посетит Патриархию, а придёт только в Богородичный патриарший храм в Кумкапы, чтобы зажечь свечу. Машалян считает, что вина лежит на государственных органах Армении, которые не обеспечили соблюдение надлежащего церемониального порядка.

Когда ему сказали, что сам Католикос Гарегин II занял политическую позицию и поддерживал оппозицию, Машалян ответил, что премьер‑министр пытается влиять на дела церкви и желает иметь такое лицо на посту католикоса, которое соответствовало бы его представлениям и было бы гибким в политических целях. «Если бы я был там, я бы принял его и лично выразил свою позицию. Но меня там не было. Это не дело, которое можно было делегировать. Мы сочли правильным такое отношение. Мы провели молчаливую акцию протеста, и пан Пашинян это понял», — сказал патриарх.

Он добавил, что когда духовное лицо вступает в политику, ему придётся заплатить цену. «Правильно это или неправильно — увидим», — отметил он. Также патриарх прокомментировал заявления некоторых священнослужителей о политических процессах вокруг Эчмиадзина. «Как армяне Турции, мы хотим улучшения отношений между Турцией и Арменией. Мы поддерживаем политику Пашиняна, но это не значит, что мы должны игнорировать его политический подход к нашей церкви», — заявил он.

Отвечая на слухи о том, что его рассматривали в качестве кандидата на нового католикоса, Машалян заявил: «Наши тысячелетние церковные традиции и дисциплина требуют, чтобы пока действует текущий Католикос, мы не желали и даже не думали о выборах нового».

Премьер-министр Никол Пашинян встретился в Стамбуле с армянской общиной и СМИ перед встречей с президентом Реджепом Эрдоганом. Однако ни один священнослужитель Патриархии на этой встрече не присутствовал.